понедельник, 28 апреля 2014 г.

Малые группы

Рассмотрим характеристику малой группы на примере нашего класса.

Малая группа - это немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непосредственном личном общении.
Теперь попробуем "разобрать" это определение и доказать, что 10 "Б" является малой группой.
1. Немногочисленная по составу группа людей.
В классе 22 человека (это небольшое количество)
2. Члены которой объединены общей деятельностью
Здесь трудно сказать определённо, потому что каждый из нас ходит в школу с разными целями, но не будем забывать, что класс изначально создан для того, чтобы дети учились и получали новые знания. Я думаю, что можно сказать, что мы объединены общей деятельностью (учёбой).
3. И находятся в непосредственном личном общении
Каждый ученик в нашем классе так или не иначе говорит друг другу "привет" при встрече или на уроках спрашивает ответ, а бывает и групповая работа на уроке или подготовка к школьным мероприятиям, а также многие из нас дружат друг с другом, из этого следует, что мы находимся в постоянном общении.
Вывод: 10 "Б" гимназии №23 является малой группой.

Наш класс характеризуется психологической и поведенческой общностью его членов. Каждый в нашем классе осознаёт, что он - один из учеников 10 "Б" класса, и каждый следуют правилам и нормам, которые устанавливаются внутри группы (не всегда, конечно, но в большинстве случаев). Например, на уроках обществознания мы договорились набирать небольшое количество баллов, чтобы все получали отличные оценки, и все следуют этой договорённости.

Несомненно, наш класс - социальная система, так как мы являемся людьми, между которыми существуют определённые отношения. Также мы являемся динамической и открытой системой, потому что любой может перейти в другой класс или в другую школу и наоборот, к нам в класс может кто-то прийти.

Теперь проанализируем нашу малую группу на основе различных классификаций.

Реальная или условная?
Безусловна наш класс является реальной группой, так как она действительно существует и каждый ученик нашего класса осознаёт то, что он учится именно в 10 "Б" классе, также между моими одноклассниками существуют определённые взаимоотношения, например, мальчики охотно соглашаются играть с девочками на уроке физкультуры в футбол или на контрольной мы подсказываем друг другу ответы.

Большая или малая?
Как уже было доказано ранее, наш класс является малой группой.

Формальная или неформальная?
Наш класс - формальная группа, если рассматривать его как единое целое. Во-первых, когда все мы поступали в гимназию №23 мы подавали документы и сдавали экзамены, затем нас определили в конкретный класс. Из этого следует, что наше МАОУ (т.е. организация) документально заверят наше обучение в данном классе. Во-вторых, мы учимся именно в этом классе для того, чтобы достичь какой-либо определённой цели, например, я раньше училась в "А" классе, но перевелась в "Б", потому что здесь другое направление, социально-филологическое, а чтобы поступить в университет на выбранную мною профессию, мне нужно сдавать ЕГЭ по обществознанию и литературе, поэтому мне требуется углубленное изучение этих предметов.

Первичная или вторичная?
На этот вопрос трудно дать определённый ответ, так как в разных ситуациях класс может выступать как первичной так и вторичной группой. Несомненно, каждый из нашего класса контактирует с одноклассниками хотя бы раз в день и многие в нашем классе являются хорошими друзьями или же просто теми, кто готов помочь с решением сложных задач, хотя эта помощь не всегда носит взаимный характер. Но бывают такие периоды, когда наш класс переходит во вторичную группу, например, когда нужно сделать презентацию на урок или подготовить проект, многие следуют интересам дела, а не интересами дружбы, поэтому такие отношения (хоть и на время) становятся официально-деловыми.

Рассмотрим как сложились межличностные отношения в данной малой группе.

Для нашего классе характерны неофициальные отношения, чем официальные, так как у нас нет определённых установленных норм и правил поведения в группе, возможно в различных ситуациях и есть какие-то границы, но это скорее договорённости.

Между нами преобладают рациональные отношения, потому что мы знакомы друг с другом довольно давно, поэтому основываемся на знаниях друг о друге, нежели на эмоциях, как в эмоциональных отношениях.

Следующий аспект нашей малой группы - групповая интеграция.

Первый слой. Между нами в классе присутствуют непосредственные контакты, симпатии и антипатии.

Второй слой. В некоторых случаях, например при групповой работе на уроке, между нами складываются отношения, основанные на какой-либо деятельности.

Третий слой. Отношения, основанные на осознании всеми членами группы единых целей групповой деятельности, нестабильные. Они могут проявляться в отдельных случаях, например, при подготовке к последнему звонку и другим мероприятиям. Хотя очень бы хотелось, чтобы наш класс дошёл до этого слоя развития группы.

"Как вести за собой?" - книга А. Н. Лутошкина, в которой описаны 5 ступеней развития социальной группы.
  • "Песчаная россыпь"Люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, «рассыпчатости» группы. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.
  • "Мягкая глина"
    В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся.
  • "Мерцающий маяк"
    Группа заметно отличается среди других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил подчиниться коллективным требованиям у некоторых членов группы. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.
  • "Алый парус"У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.
  • "Горящий факел"
    Проявляется тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Члены бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.
Я считаю, что наш класс находится на стадии "Мерцающий маяк". Мы нередко помогаем друг другу, стараемся общаться со всеми в классе, мальчики нередко поддерживают девочек на уроках химии (когда нужно выйти к доске), мы стараемся делать какие-то дела вместе, но это не всегда получается и чаще всего инициатором является либо Наталья Николаевна, либо кто-то один из учеников, мы можем то чересчур проявлять активность, то быть простым "обывателем". Так хочется, чтобы до окончания 11-ого класса мы с гордостью шагнули на пьедестал "Горящий факел", чтобы мы надолго запомнили первые шаги к знаниям, полученным в школе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий